Дрейф льда: причины возникновения и меры безопасности

Мировой океан

Явление дрейфующих льдов с давних пор и до настоящего времени вызывает интерес у исследователей Арктики и Антарктики. Многочисленные экспедиции производили измерения и вычисления, но самый большой вклад в изучение этого вопроса внес норвежский исследователь Фритьоф Нансен. Он систематизировал полученные данные и вывел некоторые закономерности возникновения дрейфа ледяной массы.

Что такое дрейф льда

Дрейф льда — движение льда в различных направлениях под воздействием ветра и водного течения. Скорость распространения ледяного покрова довольно высокая.

В результате наложения ветров и течений ледяной покров распространяется довольно быстро. В зимний период имеет место меридиональное смещение, так как в это время преобладает северное направление ветра.

Льдины более крупного размера, погруженные в воду, движутся под влиянием течений, а имеющие небольшой размер, находящиеся на поверхности, приводятся в движение посредством воздушного потока. Из-за разной интенсивности и направления образуются полыньи. Это значит, что между плотными скоплениями льда имеются участки его разрежения.

Причины возникновения

Основные причины возникновения дрейфа льда:

  • Сильные ветры с устойчивым направлением.
  • Воздействие сильных течений.

Процесс дрейфа происходит в направлении ветра. Для Северного полушария — это правостороннее движение, для Южного — левостороннее. Угол отклонения составляет 30-40 градусов.

Движение антициклонического вида охватывает пространство океана, прилежащего к Гренландии, Канадскому Арктическому архипелагу и Аляске, а выносной трансокеанский поток льдов охватывает часть океана между полюсом и Евразией. Например, понадобится два года, чтобы ледяная масса достигла Гренландской акватории из Карского моря, три года из моря Лаптевых.

Профилактика и меры безопасности

Необходимо соблюдать безопасное нахождение судов и добывающих платформ в период быстрого дрейфа. Судно, должно расположиться подальше от береговой линии, в глубине ледяного массива.

В 1914 году был организован специальный Международный ледовый патруль (МЛП), который отслеживает расположение дрейфующих айсбергов.

Рекомендуется

  • Использовать для работы ледоколы.
  • Суда должны разрабатываться для определенной территории плавания.
  • Строить береговые сооружения в местах, наиболее подходящих для этого.
  • Перевозка опасных грузов запрещена.
  • В зимний период не ледовые суда должны прекратить работу.
  • Без особой необходимости не заходить в район со льдами.
  • Выход судов на чистую воду.

Процесс дрейфа льда до сих пор активно изучается. Благодаря созданию дрейфующих станций стало возможным получать информацию о траектории движения льдов.

Оцените статью
VodaSila.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector